И для пребывающих там или идущих по Пути Ученичества неизбежно начнут смутно выявляться факторы, вдохновляющие любые иерархические усилия, постепенно принимая очертания далёкой и едва различимой цели.
115] Две части правила последовательно приводят новые требования к ученикам – не к кандидатам. Это становится ясно при изучении обоих правил: одного для кандидатов, одного для учеников. Кандидат сопоставляется с микрокосмом. А взору ученика предлагается Макрокосм.
Оба требования выражены в Правиле V следующим образом:
1. Пусть группа в единстве воспринимает сияние Триады, ослабляющее свет души и затмевающее свет формы.
Это требование построить антахкарану, которая свяжет личность ученика с Триадой.
2. Макрокосмическое Целое – вот все, что есть. Пусть группа осознаёт это Целое и больше не допускает мысли: “Моя душа и твоя”.
Это требование развить чувство синтеза, которое представляет собой оккультное, но не мистическое, видение. В новых школах оккультизма оба требования будут базо-выми.
В виду всех уже данных в настоящем томе комментариев, а также последнего пояснения совсем немного остаётся сказать о первом требовании. По-видимому, и само слово «требование» нуждается в пояснениях. Рассматривая данный предмет, необходимо помнить, что принятие в Шамбалу, божественное выражение в жизни и служении первого великого божественного аспекта, аспекта воли, для членов Иерархии является конечной целью. Они тоже эволюционируют, и Их цель – пройти сквозь «игольные уши» на Своём пути к высшей эволюции. Высшая эволюция – это то, что открывается перед Учителем Мудрости. Это эзоте-рическое выражение Христа в новозаветном рассказе даёт намёк на природу того возвышенного сознания, носителем которого Он был. При встрече с очень богатым молодым человеком Христос сказал, что тому нужно подготовиться к великому отречению и шагу вперёд. Истинный смысл сказанного Им так и не был 116] понят и заключается в том, что слова «богатый молодой человек» в действительности являются техническим термином, которым часто обозначают посвящённого третьей степени, как словами «малые сии» и «младенец» обозначают посвящённых первой и второй степеней. Этот богатый молодой человек был богат широтой своей осведомлённости, богат своим личностным осна-щением, богат своим устремлением и распознанием, и богатство это было плодом очень большого опыта и длительного эволюционного развития. Христос сказал ему, что теперь он должен готовиться к тому, что Правило V называет «сиянием Триады», готовиться к раскрытию монадического сознания и к четвёртому посвящению. При этом посвящении каузальное тело, в котором душа копит опыт и пожинает его плоды, должно быть разрушено и разрушается. Без этого посвящённый не сможет вступить в Совещательную Палату Всевышнего и выражать волю-к-добру и волю Божью в исполнении замыслов Бога. Воля этого «богатого молодого человека», хотя он и был посвящённым, ещё не отвечала требованиям, потому он и отошёл с печалью. Для того, чтобы пройти сквозь игольные уши, ему ещё предстояло подготовиться к четвёртому посвящению, Великому Отречению, Распятию.
В «Древнем Комментарии» есть аллегория, проливающая свет на великие возможности души в критические моменты жизни во время воплощения, благодаря которому она обогащается:
«Во чреве времён, ограниченная пространством и погружённая во тьму – хотя и поддерживаемая постоянно теплом – эволюционирует жизнь. Она развивает способности; становится в миниатюре тем, что она есть. Она принимает форму и познаёт божественность обособленности. Такова её цель. Размышляй. Знание придёт.
За дверью больший свет и