Философ Ионатан Коэн о герменевтике Фрейда, Фромма, Штрауса, Бубера - страница 10 из 10
Чудо чудом делает его благоприятность, важность и ценность, а не сверхъестественность. Чудо – это событие, которое не самоочевидно, а указывает на что-то вовне. В этом определении чуда не теряется идея, что имеется что-то высшее, но современным людям не приходится отказываться от научного мышления. С точки зрения Бубера, как в хорошем диалоге, в хорошем, настоящем, обоснованном толковании происходит следующее: текст меняется, но не теряет свою идентичность. Современный читатель меняется, но не теряет идентичность, он продолжает толковать события наукой, но становится открыт к возможности события, указывающего вовне себя. Как это создать? Хочу закончить тем, что вы можете применить на занятиях текстами. Как создать встречу, в которой оба участника меняются, но сохраняют идентичность? Для Бубера, по крайней мере, для этого все должны пройти четыре этапа. Ими и закончим. Первый этап – готовность к неожиданности. Возможно, текст нам скажет то, чего мы не знали. Если мы обращаемся к тексту в уверенности, что заранее знаем, что он может и чего не может сказать, то он нам ничего нового не скажет. Существуют предубеждения – как традиционные, так и академически-критические. Пример традиционного: текст говорит только и исключительно то, что говорит Раши. Критическое предубеждение: эта часть текста новее той, потому что она кажется более прогрессивной и развитой. Бубер считает, что ради истинного соприкосновения с текстом мы должны отказаться от всех этих предубеждений. Бубер говаривал: «Я ни во что не верю загодя, но ни в чем и не сомневаюсь заранее». После этапа открытости следует ожидать отчуждения. Это старый текст, он далек и пока не принадлежит нам. Мы должны позволить себе почувствовать расстояние между собой и текстом, ведь нельзя быть в диалоге с проекцией себя самого. Без расстояния не будет и диалога. Отчуждение нормально и необходимо, не следует слишком рано пытаться его решить, потому что решения будут излишне просты. На третьем этапе, думаю, Бубер призывал бы читателей, как стремился сам, выяснить путем исторических, академических и критических исследований причины этого расстояния. Почему текст так отличен от нас? Чем древние времена так сильно отличались от наших? Понять разницу – прежде ощутить ее, затем понять ее причины. Если хотите, в этом духовное значение академических исследований в глазах Бубера – они позволяют увидеть текст как Другого. В заключение, после всего этого, если человек действительно открыт к возможности, что текст может сказать что-то новое, то можно надеяться, что состоится некий диалогический обмен, хотя это не всегда случается. Текст изменится, не теряя идентичности, я изменюсь, не теряя идентичности, между читателем и текстом разовьется диалогическая связь. Но только по завершении всех других этапов. Если мы поторопимся бросаться в диалог, мы будем проецировать себя на текст. Итак, сегодня я попытался дать некую панораму разных возможных подходов к текстам. Один назывался «подозрение», что за текстом что-то стоит. Второй назывался «прогресс». Третий – «благоговение и смирение». Четвертый – «диалог». Предлагаю вам спросить себя, когда будете читать, какой точкой зрения вы руководствуетесь, хотите ли вы оставаться в ее рамках или изменить ее, хотите ли совместить разные подходы, хоть это непросто. Надеюсь, это станет призмой, сквозь которую вы станете рефлексировать над процессом чтения. Большое спасибо.
Анонсы материалов
Проект "Камелот" представляет Мириам "Голубая Звезда" Мне бы не хотелось с вами беседовать. Действительно, не хотелось бы. Мне бы хотелось надеть маску и не находиться здесь. Но я здесь, потому...
Ра: Я есмь Ра. Я приветствую вас в любви и свете Бесконечного Творца. Сейчас я общаюсь.Вопрос: Во-первых, мне бы хотелось извиниться за то, что в поисках того, что нам следует делать, я задаю...
ЛК: Cегодня в программе Ньюс-Викенд: новая наука социокибернетика и ее создатель, выдающийся Жак Фреско. ЛК: Мой гость - неординарный житель Майами, доктор Жак Фреско. Я перечислю, чем занимался...
Ра: Я есмь Ра. Я приветствую вас в любви и свете Бесконечного Творца. Сейчас я общаюсь.Вопрос: После просмотра утренней работы, думаю, было бы полезным осветить некоторые вещи. Вы сказали, что...
Добро пожаловать на наш так называемый интенсивный курс. Я забыл, как называется наш интенсивный курс. А, только что вспомнил, что когда я ждал там, мне сказали, что он называется "Секрет...