Философ Ионатан Коэн о герменевтике Фрейда, Фромма, Штрауса, Бубера - страница 5 из 10

гетерономию к автономии. Автономия ценится. Зависимость не оценивается положительно, в отличие от автономии. Согласно Фромму, эта структура индивидуального развития отражается и в истории человечества в целом. Примитивные люди привязаны к земле, территории, к племени, к семье, к клану – привязаны к чему-то своему вплоть до фиксации, они не могут даже вообразить расторжение этой связи. У более развитых народов появляется сюжет завета с отцеподобным богом. Завет открыт и очевиден всем. Его определяет отец, но читать могут все. И отец – Бог – может даже быть призван к ответу за то, чего он не сделал, хотя согласно завету должен был. То, что согласно Фромму должно развиться в будущем, – это общество автономных людей, которые формируют связи свободно, а не из-за фиксации или завета, без никакого принуждения. Они выбирают свои отношения и связи. Согласно Фромму, это – лучший возможный вид общества, наиболее прогрессивный. Как же все это связано с Библией и ее толкованием? Дело в том, что для Фромма Библия – это очень старый текст, который писался на протяжении очень долгого времени. Поэтому естественно, что в ней есть разные компоненты: древний, переходный и более прогрессивный. В тексте Библии находятся сюжеты, отражающие все этапы человеческого развития: от примитивного к переходному, и даже стремящийся к прогрессивному. Например, в истории Райского сада Бог не хочет, чтобы люди стали независимыми. Стоит им попытаться стать независимыми, он изгоняет их из Сада, чтобы они не стали подобными ему. Такого рода истории кажутся остатками старого представления о том, что люди должны быть полностью зависимы от высших сил. Другие истории отражают более высокий уровень человеческого развития. Например, сюжет завета с Ноем или сюжет завета на горе Синай. Здесь у нас завет, где все записано. А лучше всего для Фромма вторую стадию отражает история, которую вы можете знать, в которой Авраам спорит с Богом о десяти предполагаемых праведниках в Содоме. Если помните, Авраам говорит Богу: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» Перед этим только что говорится, что Авраам «творит правду и суд», и тут Бог сообщает ему, как намерен поступить с Содомом. Авраам говорит: но Ты не творишь правду и суд, как можно разрушить целый город, если в нем есть десять праведников? 50 – 40 – 30 – 20 – 10? Бог напоминает уже не всесильную мать, а скорее конституционного монарха. Есть царь и есть конституция! Монарх не произволен, можно апеллировать к конституции. В конституции сказано «правда и суд», а монарх этому не следует. И Бог отвечает Аврааму. Для Фромма лучшие истории в Библии – наиболее прогрессивные. Это обычно те, что наиболее полны индивидуализма и универсализма. Племенной строй примитивен. Универсализм хорош. Зависимость примитивна. Автономия хороша. Поэтому сюжеты, в которых Авраам должен обрести независимость и отделиться от семьи, где Моисей становится индивидуумом и отделяется от семьи – это прогрессивные истории. Известная книга Фромма «Вы будете как боги: радикальная интерпретация Ветхого завета и его традиции» затрагивает не только саму Библию, но и последующую традицию, включая талмудическую. Одна из его любимых историй – возможно, вы ее читали даже в «Эшколоте» – ее любят и все гуманистические, открытые, чем-то светские бейт-мидраши – это история печи Ахная. Очень

Анонсы материалов

Ричард Докинз: Это вторая часть лекций, спонсируемых RDF. Несколько лет назад я был на конференции, где в конце отвечал на вопросы. Я обычно не получаю ни от кого враждебных вопросов за...

Добро пожаловать на нашу живую медитацию. Особо приветствую моих друзей по Facebook, которые , как они мне сказали , будут участвовать в  разных частях мира. Благодарю , что пригласили меня в...

Ра: Я есмь Ра. Я приветствую вас в любви и свете Бесконечного Творца. Сейчас я общаюсь с вами.Вопрос: Когда мы заканчивали предыдущий сеанс, я задал вопрос, слишком долгий для короткого ответа....

Давайте подведём итог тому, что мы сказали о действии Шестого Луча: 1. Это действие имеет два главных результата: а. Самое элементарное понимание волевой природы, которая определяет жизнь...

Мы здесь изучаем множество текстов. Как мы делаем это? Возможно, нам стоит подумать о разных возможных способах изучения. Как нам знать, что наш способ изучения правомерен? Часть этих текстов –...