Философ Ионатан Коэн о герменевтике Фрейда, Фромма, Штрауса, Бубера - страница 2 из 10

Некоторые спрашивают, бывает ли текст как самостоятельный объект. Разве текст не полностью зависим от толкования? Разве не нужна толковательная традиция, чтобы понять любой текст? Что это за предмет – текст? Иные утверждают, что любая интерпретация – конструкт читателя. Итак, истинное значение – не в тексте, не в его контексте, не в традиции толкования, а в читателе! Кто-то скажет, что читатель – целый мир в себе, а кто-то ответит, что это зависит от его происхождения. В общем, настоящая интерпретация, ау, отзовись! Такие вопросы меня очень сильно беспокоят, потому что мы, преподаватели еврейских текстов, посредничаем между текстом и людьми. Как нам убедиться, что мы даем легитимную интерпретацию? Можем ли мы вообще в этом убедиться? Я задался вопросом, что на эту тему говорят современные еврейские мыслители. Это привело меня ко Фрейду, Фромму, Штраусу и Буберу. Вы спросите, почему я выбрал именно их – поясню через минуту. Для меня вопрос был в том, что современные еврейские мыслители думают о том, что значит – читать текст так, чтобы интерпретация была правомерной. Почему же я выбрал именно этих мыслителей, когда, казалось бы, в еврейской традиции предостаточно других, кого можно было бы предпочесть? Мне было важно, чтобы мыслители, которыми я займусь, рассматривали текст одновременно как источник и как проблему. Если текст – всего лишь источник, а не проблема, зачем толковать его? И если текст – лишь проблема, но не источник, зачем толковать его? Если он лишь источник, то что бы он ни говорил – верно и не нуждается в толковании. Если Толкование интересно и динамично только тогда, когда текст – и источник, и проблема. Мне отчасти повезло – Авива вчера уже «утвердила» Фрейда как часть еврейской традиции толкования, так что я могу к нему так относиться. Еще Эрих Фромм, о котором вы слышали, Лео Штраус, один из величайших политфилософов прошлого века, и, конечно, очень известный Мартин Бубер. Меня они интересуют не столько как мыслители, сколько как представители разных подходов к тексту. Один подход я бы назвал «герменевтикой подозрения» – это Фрейд, я вскоре объясню. Второй подход – «герменевтика прогресса или эволюции». Это Фромм. Третий – «герменевтика смирения или благоговения», это Штраус. Последняя – «герменевтика диалога», Бубер. Давайте же начнем с герменевтики подозрения. Я немного иначе истолкую то, что Фрейд делает с Библией, чем Авива. Если помните, вчера Авива сказала такую интересную вещь: что Фрейд раскрывает темную сторону текста. Что в нас есть стремление организовать все по порядку и провести связи между вещами, а Фрейд пытается найти ту точку, в которой это невозможно. Сегодня мы увидим Фрейда стремящимся как раз навести немало порядка в тексте о рождении и взрослении Моисея. Возможно, вы читали “Moses and Monotheism“. Что же значит «подозрение» для Фрейда и герменевтики подозрения? Это значит, что впервые читая текст, вы подозреваете, что то, как он себя представляет, не может быть верно. Подобно пациенту в кабинете врача. Вот пример: пациент приходит к психоаналитику и говорит: «Весь мир против меня. Поэтому моя жизнь не удалась». Естественно, врач не поспешит верить в то, что сказал пациент. Он предположит, что происходит что-то другое, что стоит за представлением пациента. Внутри пациента творится

Анонсы материалов

Правило девятое По мере изучения правил их интерпретация и объяснение становятся всё труднее. Мы подошли к той их части, правильное понимание которой требует посвящённого сознания, поскольку в...

Бесспорно, идея, что Бог наказывает душу за нарушение естественного закона, - это ошибочная концепция. Во-первых, закон не нарушался. Тем не менее, вы обладаете свободной волей верить, что...

   Сэл Рэйчел (Sal Rachele) является пионером в области человеческого потенциала на протяжении более 25 лет. В середине 1970-х годов он начинает интересоваться развитием своих психических и...

Если ты не можешь выйти за пределы этой коллективной обусловленности, извлекая суть того, кем ты являешься из "маленького я", то есть из своей "личной истории" и обусловленности, и потребности в...

Правило третье Следующее Правило продолжает начатую тему и в сжатых фразах и символах даёт инструкции о Науке Призыва и Отклика, её важном ритуале или программе. В действительности эта...