Философ Ионатан Коэн о герменевтике Фрейда, Фромма, Штрауса, Бубера - страница 10 из 10

Чудо чудом делает его благоприятность, важность и ценность, а не сверхъестественность. Чудо – это событие, которое не самоочевидно, а указывает на что-то вовне. В этом определении чуда не теряется идея, что имеется что-то высшее, но современным людям не приходится отказываться от научного мышления. С точки зрения Бубера, как в хорошем диалоге, в хорошем, настоящем, обоснованном толковании происходит следующее: текст меняется, но не теряет свою идентичность. Современный читатель меняется, но не теряет идентичность, он продолжает толковать события наукой, но становится открыт к возможности события, указывающего вовне себя. Как это создать? Хочу закончить тем, что вы можете применить на занятиях текстами. Как создать встречу, в которой оба участника меняются, но сохраняют идентичность? Для Бубера, по крайней мере, для этого все должны пройти четыре этапа. Ими и закончим. Первый этап – готовность к неожиданности. Возможно, текст нам скажет то, чего мы не знали. Если мы обращаемся к тексту в уверенности, что заранее знаем, что он может и чего не может сказать, то он нам ничего нового не скажет. Существуют предубеждения – как традиционные, так и академически-критические. Пример традиционного: текст говорит только и исключительно то, что говорит Раши. Критическое предубеждение: эта часть текста новее той, потому что она кажется более прогрессивной и развитой. Бубер считает, что ради истинного соприкосновения с текстом мы должны отказаться от всех этих предубеждений. Бубер говаривал: «Я ни во что не верю загодя, но ни в чем и не сомневаюсь заранее». После этапа открытости следует ожидать отчуждения. Это старый текст, он далек и пока не принадлежит нам. Мы должны позволить себе почувствовать расстояние между собой и текстом, ведь нельзя быть в диалоге с проекцией себя самого. Без расстояния не будет и диалога. Отчуждение нормально и необходимо, не следует слишком рано пытаться его решить, потому что решения будут излишне просты. На третьем этапе, думаю, Бубер призывал бы читателей, как стремился сам, выяснить путем исторических, академических и критических исследований причины этого расстояния. Почему текст так отличен от нас? Чем древние времена так сильно отличались от наших? Понять разницу – прежде ощутить ее, затем понять ее причины. Если хотите, в этом духовное значение академических исследований в глазах Бубера – они позволяют увидеть текст как Другого. В заключение, после всего этого, если человек действительно открыт к возможности, что текст может сказать что-то новое, то можно надеяться, что состоится некий диалогический обмен, хотя это не всегда случается. Текст изменится, не теряя идентичности, я изменюсь, не теряя идентичности, между читателем и текстом разовьется диалогическая связь. Но только по завершении всех других этапов. Если мы поторопимся бросаться в диалог, мы будем проецировать себя на текст. Итак, сегодня я попытался дать некую панораму разных возможных подходов к текстам. Один назывался «подозрение», что за текстом что-то стоит. Второй назывался «прогресс». Третий – «благоговение и смирение». Четвертый – «диалог». Предлагаю вам спросить себя, когда будете читать, какой точкой зрения вы руководствуетесь, хотите ли вы оставаться в ее рамках или изменить ее, хотите ли совместить разные подходы, хоть это непросто. Надеюсь, это станет призмой, сквозь которую вы станете рефлексировать над процессом чтения. Большое спасибо.

Анонсы материалов

Да. Вы знаете, пять чувств просто декодируют информацию на вибрационном уровне в электрические сигналы, направляют их в мозг, и мозг расшифровывает информацию, поданную в таком виде, так что нам...

Я люблю жизнь, поэтому я хочу оставаться молодым,  энергичным и наслаждаться жизнью  до тех пор, пока смогу. У меня медицинское образование. Я знаю все стандартные рекомендации для сохранения...

Извлечение из "Трактата о Космическом Огне" стр. 1243-1266. На стадии, которая не может быть здесь определена, Семь Путей становятся четырьмя ввиду того, что наша Солнечная система является...

Мы провели их в жизнь, у нас есть разработанная дыхательная и медитативная программа, Касиопеяне сказали, что эта программа является более древней чем что-то, что Вы могли узнать из йоги, что...

Ра: Я есмь Ра. Я приветствую вас в любви и свете Бесконечного Творца. Сейчас я общаюсь с вами.Вопрос: Когда мы заканчивали предыдущий сеанс, я задал вопрос, слишком долгий для короткого ответа....