Философ Ионатан Коэн о герменевтике Фрейда, Фромма, Штрауса, Бубера - страница 6 из 10

кратко: в бейт-мидраше случается спор между р. Элиезером и р. Иегошуа. Каждый в подтверждение своей правоты творит чудеса. В какой-то момент Бог произносит: «Р. Элиезер всегда прав». Тогда р. Иегошуа обращается к Божественному Присутствию, говоря: что Ты тут делаешь? По галахическим вопросам мы голосуем большинством. В бейт-мидраше не пророчествовать. Бог радуется и говорит: Мои дети меня победили, Мои дети меня победили. Для Фромма это наиболее прогрессивный возможный род текста: люди изгоняют Бога из бейт-мидраша, и Бог этому рад. Конечно, для Фромма лучше всего было бы, если бы Бог мог вообще исчезнуть. Но это – лучший вариант из возможных в рамках религиозной традиции. На самом деле человек, который читает Библию таким образом, сквозь призму герменевтики эволюции или герменевтики прогресса, считает, что у него, находящегося в конце длящегося прогресса, лучший обзор библейской панорамы, чем у самой Библии. Итак, читатель разбивает текст на части: примитивные части, переходные и прогрессивные. Если нам в Библии попадаются части, которые нам не нравятся, можно просто сказать – что поделаешь, это примитивные части. Те, что нравятся нам чуть больше, можно назвать переходными. А если они нам очень нравятся, можно сказать, что это – прогрессивные части. Таким образом, у читателя есть два способа оценивать текст. Обратите внимание, что в описанных двух подходах текст читателю оценок не дает. Это читатель оценивает текст. Для Фрейда любой текст пересказывает один и тот же сюжет – эдиповский. То, что мы считаем высоким – наша моральная и рациональная сторона – является итогом низкого – наших инстинктов. Все тексты во все времена и везде рассказывают одну и ту же историю. То, что мы считаем высоким – наша моральная и рациональная сторона – является итогом низкого – наших инстинктов. Все тексты во все времена и везде рассказывают одну и ту же историю. Мы не сводим текст к мифу или психодинамике, а пытаемся понять, как он развивался исторически, какие части можно считать примитивными, а какие – прогрессивными. Здесь я не могу не высказать собственное мнение. Несмотря на то, что это – очень важная традиция, и многие учителя в определенных школах преподают Библию так, мне все же кажется, что перед нами два разных подхода, позволяющих читателю оценивать текст, но не тексту – читателя. Мы оцениваем текст, а он нас нет. Так мы приходим к третьему подходу, подходу Лео Штрауса, великого политфилософа, который много лет преподавал в Чикагском университете, родился, конечно, в Германии, был современником Гершома Шолема, и так далее, а как же. Он очень сурово критикует предыдущие два подхода. Я поделюсь с вами его критикой. Для Штрауса проблема не в тексте — она в читателе. Текст в полном порядке. Это у читателя проблема. Если в предыдущих двух подходах по крайней мере в начале читатель был в порядке, а проблема была в тексте, то Штраус считает наоборот. В чем же проблема современного читателя, согласно Штраусу? Во-первых, в том, что великие древние тексты – и не только древние, средневековые и некоторые современные тоже – находятся в поиске истины. Штраус считает, что поиск истины ценен, потому что он делает нас людьми. Беда в том, что сегодня мы забыли об этом поиске. Через

Анонсы материалов

Ра: Я есмь Ра. Я приветствую вас в любви и свете Бесконечного Творца. Сейчас мы общаемся.Вопрос: Мы немного озабочены физическим состоянием инструмента. Он слегка перегружен. Я был бы очень...

1. Путь Служения Земле Это единственный Путь, на котором Господь Мира считает Себя вправе духовно вмешиваться. Он оставляет за Собой право удерживать на службе Иерархии а, следовательно,...

ВЕ­ЛИ­КИЙ ПРИ­ЗЫВ                   Из точ­ки Све­та, что в Уме Бо­га,             Пусть Свет стру­ит­ся в умы лю­дей.                  Да сойдет Свет на Зем­лю.           Из точ­ки Люб­ви,...

Я уже говорил вам, что астральное тело иллюзорно, и в конце концов, достигнув сознания посвящённого, человек обнаруживает, что этого тела не существует. Когда правит буддхи, низшая психическая...

Посвящение III. Преображение. Нет нужды вдаваться в символические детали данного посвящения. Вся эта тема хорошо освещена в написанной Э.Э.Б. книге "От Вифлеема до Голгофы" - книге, которую я...