Философ Ионатан Коэн о герменевтике Фрейда, Фромма, Штрауса, Бубера - страница 3 из 10

что-то, что заставляет его так себя представлять. Точно так же мы читаем текст по герменевтике подозрения. В скобках замечу, что со временем вам станет очевидно, какие подходы я предпочитаю. Я постараюсь это скрыть, но не смогу сделать это полностью. Для начала я постараюсь представить каждый из них в положительном свете. Итак, если вы читаете текст исходя из герменевтики подозрения, то скорее всего изначально предполагаете, как и в случае пациента, что то, как текст себя представляет – никак не истинное его лицо. Он ненастоящий, в нём есть что-то подозрительно. В случае с рождением и взрослением Моисея в книге Шмот, Исхода, текст исходит из того, что этот сюжет правдив исторически и метафизически. Из этого исходили и многие поколения читателей. Текст представляет себя как исторические факты с добавлением метафизических истин. Тот, кто читает его с точки зрения герменевтики подозрения, исходит из того, что это неправда. То, что делает Фрейд в первых двух главах книги «Моисей и монотеизм» – это двойная редукция. Текст называет себя историей. Я называю его мифом. Не просто мифом, а психодинамикой, порождающей миф. Как Фрейд это делает? Он основывается на исследованиях одного из лучших своих учеников, Отто Ранка, согласно которым во многих культурах в разных местах в разные времена существуют истории о героях, чья структура примерно одинакова. В начале – опасные обстоятельства рождения героя (например, его бросили в реку), потом его подбирают простые люди, он растет, узнает свою настоящую сущность, побеждает персонажа-образ отца, воплощает свои мечты. Такие истории есть в Персии, в Риме – множество историй рождения так устроены. Итак, библейский текст себя представляет как уникальную историю, единственную в своем роде, истину историческую и метафизическую. Но! — говорит подозрительный читатель, нам лучше знать! — Это лишь один из многих мифов о герое. Мы знаем не только то, что эта история на самом деле – миф, но (здесь двойная редукция) и то, что миф – не просто миф. Мифы идут изнутри, как сны – мифы, как и сны, это символы. То есть, в конструкции Фрейда библейский сюжет сводится прежде к мифу, а потом к психодинамике. Каким образом миф сводится к психодинамике? Это основано на знаменитом Эдиповом комплексе, о котором мне не надо говорить, это всем известно: сын вожделеет мать, отец ревнует, сын боится отца, который отомстит ему за страсть к матери, этот страх занимает все мысли сына. Порой это приводит к тому, что сын представляет родителей как чудовищные, преувеличенные образы – так бывает в детской литературе. Бывают еще истории о детях царей и цариц, которые по сюжету тоже становятся царями и царицами, а изначальные цари уменьшаются в значении по ходу рассказа. Здесь Фрейд интересует меня не сам по себе, а как представитель целого подхода. Некоторые – не все! – марксистские и феминистские подходы избирают подобную тактику. Они говорят: «все – психология» или «все – политика», «все – патриархализм», «все – экономика». Иными словами, то, чем текст кажется сходу, можно свести к другой динамике. На самом деле текст – порождение психологии (экономики, политики). Вы скажете, что тексту не дали права на самоопределение – я оставлю вас с этой мыслью. Но в герменевтике подозрения

Анонсы материалов

Сэл Рейчел - Основатели об истории ЗемлиЧеннелинг Основателей Основатели об истории Земли, часть 1 Получено Сэлом Рейчелом9 мая 2005 года   Приветствуем вас, возлюбленные Творцы. Сегодня...

Хорошо, когда вышли замуж, когда это случилось. Ну, он появился после Кассиопеян, но так или иначе... Что интересно, по мере того, как я делала все это, в определённом смысле, это разрушало мой...

Мы здесь изучаем множество текстов. Как мы делаем это? Возможно, нам стоит подумать о разных возможных способах изучения. Как нам знать, что наш способ изучения правомерен? Часть этих текстов –...

Основатели об истории Земли, часть 5 Получено Сэлом Рейчелом17 мая 2005 года   Приветствуем вас, возлюбленные Творцы! Надеюсь, вы обнаружили в наших сериях нечто большее, чем просто...

Я уже говорил вам, что астральное тело иллюзорно, и в конце концов, достигнув сознания посвящённого, человек обнаруживает, что этого тела не существует. Когда правит буддхи, низшая психическая...